равые среди равных
26.04.2011 в 19:47
Пишет Энрик Кара:Мозартика
Официальный сайт
www.psychology-corner.ru/view_article.php?id=6
Данная статья взята с официального сайта.
Мозартика: её история, возможности и перспективы
Руссавская П.Э., Болотова Н.П.
Часть 1. История
Мозартика родилась и активно развивается на стыке трёх таких известных направлений, как арт - терапия, игротерапия и психоанализ. Её действительно можно считать своеобразным ответвлением каждого из них, и это легко доказать. Её целительная сила, способствующая личностному развитию и оказывающая коррекционное воздействие, это, конечно же, волшебная сила искусства – значит, мы имеем дело с арт - терапией. Мозартика является игрой, а точнее, целым семейством игр, - значит, мы имеем дело с игротерапией. И поскольку Мозартика является ещё и проективной методикой, с психоанализом она, безусловно, в родстве. Но в этом небольшом исследовании нам бы хотелось отследить не столько то, в какой степени и к чему она ближе, сколько взаимосвязь её появления с теми поисками, которые имели отношение к каждому из этих направлений и были несомненным отражением своего времени, своего рубежа достижений. Мозартика не могла появиться раньше конца ХХ века – для её появления раньше просто не сложились исторические предпосылки у её прародителей.
Исторические предпосылки: игротерапия
читать дальшеК концу ХХ века то или иное направление игротерапии всё - таки было или директивным, или недирективным. Любое комбинирование или чередование этих видов всё равно не меняло принадлежности к тому или другому виду каждой из составляющих. Либо ребёнок играл абсолютно свободно и спонтанно, либо его игрой в том или другом варианте руководили, либо он играл свободно при том или ином сопроводительном участии взрослого, которое могло быть регулярным или эпизодичным. В любом случае это воздействие – воздействие взрослого на игру ребёнка – для играющего ребёнка было внешним. Оно не шло изнутри, из самой игры.
Но именно эту возможность – влиять на игру ребёнка из самой игры и при этом абсолютно не уменьшать степень его свободы в игре, игротерапия всегда искала. Было ясно, что такая возможность должна быть заключена изначально в содержании самой игры, то есть эта желательная направленность должна быть заложена на стадии разработки игры. И заложена не таким образом, что сразу считывается ребёнком как некий требуемый от него аспект назидательности, а заложена очень глубоко, в саму внутреннюю суть игры, да ещё так, чтоб её нельзя было выкинуть или заменить. Именно эта глубокая внутренняя закладка и удалась Мозартике. Ребёнок, играющий в игры Мозартики, играет свободно и спонтанно, он выкладывает фигурками что хочет и как хочет – в играх Мозартики нет правил. Конечно можно, считать правилом то, что надо выкладывать фигурками, а не кидаться ими во все стороны, но мы всё-таки говорим не столько о правилах поведения во время игры, сколько о тех правилах, по которым развивается сама игра и без которых она просто не существует. Таких правил у игр Мозартики нет – то есть, нет никакой внешней директивности ни со стороны отсутствующих правил, ни со стороны присутствующих взрослых. Но направленность есть. Она действительно реализуется на очень ранней стадии создания игры – при построении её образного ряда учитывается диапазон и направленность ассоциаций, которые могут возникнуть у ребёнка. В игре нет хороших и плохих образов, все используемые образы имеют доминирующий позитивный ассоциативный диапазон. При этом каждый образ остаётся чисто художественным, какие – либо даже чисто символические формы назидательности отсутствуют. Для ребёнка это область чистого искусства, просто искусства, изначально расцвётшего в диапазоне возникающих светлых ассоциаций.
Исторические предпосылки: арт – терапия
У арт - терапии, как и у игротерапии, тоже были два глобальных направления, которые разделялись, комбинировались, чередовались, но никогда не сливались. Человек, на которого воздействовала арт - терапия, всегда был либо в пассивной роли – роли восприёмника искусства, либо в активной – занимался искусством сам, либо эти роли комбинировались. Иногда эти роли комбинировались даже одновременно – но тогда источники воздействия были разными, то есть человек воспринимал пассивно одно искусство и одновременно под влиянием воспринимаемого искусства создавал какое - то другое, своё. Могли даже источники совпасть, но тогда одна из ролей чётко доминировала. Например, и по отношению к собственному искусству человек может быть созерцателем, но его роль как творца в этом случае явно преобладает. То есть человек не мог быть одновременно по отношению к тому или иному виду арт - терапии в равной мере и восприёмником, и творцом, какая-то роль неизбежно оказывалась доминирующей. Вот именно эту неуловимую одновременную ситуацию равных ролей и удалось воплотить Мозартике. С одной стороны, играющий со всей очевидностью является восприёмником всего того богатого образного мира того или иного направления искусства, заложенного в основу образного ряда конкретной игры. С другой стороны, с помощью образных средств, предоставляемых игрой, причём средств, дающих огромные возможности выбора, вызывающих широкий спектр ассоциаций, играющий создаёт своё собственное неповторимое произведение. Провести границу между этими видами воздействия арт - терапии и выделить доминирующий в данном случае просто невозможно, хотя вполне допустимо предположение, что для разных людей могут возникать различные доминирующие акценты у той или иной, активной или пассивной роли. Но в любом случае восприятие искусства и собственное творчество соединены в Мозартике так неразрывно и равноправно, как, наверно, ни в каком другом виде арт-терапии.
Исторические предпосылки: психоанализ
То, что создаваемые в ходе игры картины - композиции можно анализировать, так или иначе приводит к психоанализу, независимо от того, насколько действуют для анализа этих картин стандартная проективная психология или какие-то специфические правила анализа. Но в более мощной роли психоанализ присутствует на стадии создания самой игры – ещё при разработке образного ряда игры. Использовать психоанализ для анализа произведений искусства, а точнее, даже для оценки их, начали уже очень давно. Речь не идёт об оценке коммерческой, хотя в настоящее время те или иные психоаналитические аспекты обязательно участвуют в создании цены художественного произведения. Речь идёт об оценке произведения искусства восприятием зрителя. И здесь психоанализ задействован, что называется, и тут, и там. Сам процесс создания произведения искусства – это в том числе и психоаналитический акт, поскольку искусство – это способ самовыражения. И процесс восприятия этого произведения другим человеком – тоже психоаналитический акт, некая попытка, успешная или безуспешная, найти отзвук чего-то своего, ещё не выраженного, в этом чужом, уже выраженном. И если этот отзвук нашёлся, значит, что-то своё из глубины проявилось и как-то опосредованно обозначилось. Эти психоаналитические аспекты и процесса создания, и процесса восприятия искусства существовали столь давно, сколь существует искусство, но вышли наружу, в обсуждаемую и исследуемую на стыке психологии и культуры сферу, наверно, только ближе к концу ХIХ века. Что интересно, когда эти аспекты начали, открыто обсуждаться и исследоваться самыми разными специалистами, художники стали сами в своём же творчестве ставить психоаналитические эксперименты. Может быть, без психоанализа мы бы каких-то направлений в искусстве и не увидели бы. Но в конце ХХ века, человек - творец остался в искусстве с самим собой – по примитивному принципу «у кого чего болит, тот о том и говорит». Булат Окуджава сказал об этом точно и образно – «каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит, как он дышит, так и пишет…». Разнообразие искусства ХХ века объясняется, в том числе и необратимо прорвавшимся разнообразием свободы этого дыхания, разнообразием индивидуальных особенностей внутреннего мира авторов, произведений искусства. И это разнообразие мирового искусства стало потенциальной основой создания самых разных игр Мозартики. У каждой из игр свой образный ряд, свои образные средства, берущие начало в творчестве того или иного конкретного художника или художественного направления. Что даёт такое разнообразие игр играющему? Да то же самое, что разнообразие искусства даёт творцам и созерцателям их произведений – найти больше возможностей, выразить себя, прочувствовать своё… Результаты этого поиска, самовыражения, прочувствования – это вопрос отдельный. Более того, достижение тех или иных результатов с помощью искусства, с помощью поиска самовыражения, прочувствования переходит в область целей и задач самых разных методик из различных смежных областей. Достижение тех или иных результатов с помощью Мозартики – это тоже уже из области методик.
Часть 2. Возможности и перспективы
Результаты практической деятельности специалистов показали, что у Мозартики очень большой потенциал. Она может быть применена в индивидуальной и групповой психотерапии; в реабилитации инвалидов, как детей, так и взрослых; в семейной терапии; в области развития у ребенка когнитивных процессов; а так же развития эстетического вкуса. Вашему вниманию предлагаются следующие методики:
Методика «Мозарт - терапия»
Методика применения игровой технологии Мозартика
Методика относится к группе проективных психодиагностических, психокоррекционных и психотерапевтических методик.
Данная методика позволяет определить эмоциональное состояние, в том числе состояние посттравматического стресса, выявить внутренний конфликт, личностную проблему, получить представление о межличностных взаимоотношениях испытуемого, о его внутрисемейных отношениях.
Полученные психодиагностические данные применяются для психоанализа, осмысления испытуемым своих эмоций и переживаний, для переформулирования негативных мыслей на позитивные, для структурирования и конструирования новой ситуации, другого межличностного, группового взаимодействия.
Материал:
Игровые наборы:
«Витраж», «Усадьба», «Город», «Подмосковный городок», «Космос»… В состав каждой игры входит красочные игровое поле и фигурки, соответствующие тематике игры. В них заложены символы и архетипы, которые выводят на свободные ассоциации, и элементы мирового изобразительного искусства ведущих отечественных и зарубежных художников,
Бланк протокола
Ручка
Фотоаппарат
Цель методики:
Психодиагностика
Психолого – педагогическая коррекция
Психотерапия
Методика может применяться индивидуальным и групповым способами, без возрастного ограничения.
Перед озвучиванием инструкции исследователю необходимо установить атмосферу доброжелательности и доверия.
Поэтапное описание применения методики. Этап подготовительный включает:
ознакомление испытуемого с игровым набором - игровым материалом,
включение испытуемого в игровой процесс.
Этап игровой заключается:
в создании испытуемым сюжета из фигурок на игровом поле,
наблюдение психолога за испытуемым в процессе работы.
Этап обсуждения предполагает:
рассказ испытуемого о созданном им игровом сюжете после завершения игры,
заполнение психологом рабочего протокола.
Этап психокоррекции и психотерапии включает:
осмысление испытуемым проявившейся проблемы в игровом сюжете,
моделирование позитивных образов, проектирование новой жизненной ситуации в будущем с помощью психолога.
Инструкция:
«Вам предлагается красивая и интересная игра. Она состоит из игрового поля и игровых фигурок, из которых можно собрать картинку, композицию. Соберите».
Обработка и интерпретация результатов:
Методика требует от исследователя профессиональной психодиагностической, психокоррекционной и психотерапевтической подготовки, так как методика Мозарт - терапия включает в себя методы психоанализа, игротерапии, арт – терапии.
Методика может применяться краткосрочно в виде цикла из 10 сессий или долгосрочно в виде цикла из 10 – 30 сессий. Мозарт – терапия может сочетаться с другими методиками.
Методика «Мозарт - развитие»
Методика применения игровой технологии Мозартика
Методика «Мозарт - развитие» относится к группе развивающих методик.
Даная методика развивает когнитивные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Кроме этого внимание, речь, креативность мышления, взаимодействие межполушарных структур, самостоятельность, произвольное поведение, формы общения, способы сотрудничества, самоконтроль и эстетический вкус.
Развивающая методика «Мозарт - развитие» предлагается:
детям,
дошкольникам,
младшим школьникам,
подросткам,
детям с особенностями развития – ЗПР (задержка психического развития), ММД (минимально – мозговая дисфункция), СДВ (синдром дефицита внимания) и другие;
детям - инвалидам, с диагнозами: ДЦП (детский церебральный паралич), РДА (ранний детский аутизм), Синдром Дауна и другие…
Цель методики:
Развивать ребенка увлекательно и интересно с помощью игры с заложенными в нее методами игротерапии, арт - терапии, психоанализа.
Методика может применяться индивидуальным или групповым способами.
Перед озвучиванием инструкции исследователю необходимо установить атмосферу доброжелательности и доверия.
Материал:
Игровые наборы:
«Павлин», «Чудо – дерево» для детей от 2 лет,
«Витраж» «Усадьба», «Подмосковный городок», «Космос» для детей от 3- 4 лет и старше.
В каждом наборе для развивающего занятия есть игровое поле и фигурки с элементами мирового изобразительного искусства.
Бланк протокола
Ручка
Фотоаппарат
Инструкция:
«Предлагается ознакомиться с интересной игрой и выполнить следующее задание…».
На каждом развивающем занятии ведется рабочий протокол. Задания на развивающих занятиях для выполнения ребенком могут быть даны как самостоятельные, отдельные, не связанные друг с другом, так могут выполняться и последовательно, задание за заданием из занятия в занятие.
Игры «Павлин» и «Чудо – дерево» ориентированны на детей младший дошкольного возраста для знакомства с картиной мира, миравосприятия.
Игра «Витраж» способствует усвоить ребенку основные и смешанные цвета, геометрические формы, анализ, синтез. В играх «Космос», «Усадьба», «Подмосковный городок» и других, можно создавать логичный стройный пейзаж или сюжет.
Мозарт - развитие помогает ребенку узнать и освоить цвет, форму, счет, анализ, синтез, моделирование. Задания так же направлены на произношение трудных звуков, на развитие речи, развития воображения, умение фантазировать, сочинять, и т. д.
URL записиОфициальный сайт
www.psychology-corner.ru/view_article.php?id=6
Данная статья взята с официального сайта.
Мозартика: её история, возможности и перспективы
Руссавская П.Э., Болотова Н.П.
Часть 1. История
Мозартика родилась и активно развивается на стыке трёх таких известных направлений, как арт - терапия, игротерапия и психоанализ. Её действительно можно считать своеобразным ответвлением каждого из них, и это легко доказать. Её целительная сила, способствующая личностному развитию и оказывающая коррекционное воздействие, это, конечно же, волшебная сила искусства – значит, мы имеем дело с арт - терапией. Мозартика является игрой, а точнее, целым семейством игр, - значит, мы имеем дело с игротерапией. И поскольку Мозартика является ещё и проективной методикой, с психоанализом она, безусловно, в родстве. Но в этом небольшом исследовании нам бы хотелось отследить не столько то, в какой степени и к чему она ближе, сколько взаимосвязь её появления с теми поисками, которые имели отношение к каждому из этих направлений и были несомненным отражением своего времени, своего рубежа достижений. Мозартика не могла появиться раньше конца ХХ века – для её появления раньше просто не сложились исторические предпосылки у её прародителей.
Исторические предпосылки: игротерапия
читать дальшеК концу ХХ века то или иное направление игротерапии всё - таки было или директивным, или недирективным. Любое комбинирование или чередование этих видов всё равно не меняло принадлежности к тому или другому виду каждой из составляющих. Либо ребёнок играл абсолютно свободно и спонтанно, либо его игрой в том или другом варианте руководили, либо он играл свободно при том или ином сопроводительном участии взрослого, которое могло быть регулярным или эпизодичным. В любом случае это воздействие – воздействие взрослого на игру ребёнка – для играющего ребёнка было внешним. Оно не шло изнутри, из самой игры.
Но именно эту возможность – влиять на игру ребёнка из самой игры и при этом абсолютно не уменьшать степень его свободы в игре, игротерапия всегда искала. Было ясно, что такая возможность должна быть заключена изначально в содержании самой игры, то есть эта желательная направленность должна быть заложена на стадии разработки игры. И заложена не таким образом, что сразу считывается ребёнком как некий требуемый от него аспект назидательности, а заложена очень глубоко, в саму внутреннюю суть игры, да ещё так, чтоб её нельзя было выкинуть или заменить. Именно эта глубокая внутренняя закладка и удалась Мозартике. Ребёнок, играющий в игры Мозартики, играет свободно и спонтанно, он выкладывает фигурками что хочет и как хочет – в играх Мозартики нет правил. Конечно можно, считать правилом то, что надо выкладывать фигурками, а не кидаться ими во все стороны, но мы всё-таки говорим не столько о правилах поведения во время игры, сколько о тех правилах, по которым развивается сама игра и без которых она просто не существует. Таких правил у игр Мозартики нет – то есть, нет никакой внешней директивности ни со стороны отсутствующих правил, ни со стороны присутствующих взрослых. Но направленность есть. Она действительно реализуется на очень ранней стадии создания игры – при построении её образного ряда учитывается диапазон и направленность ассоциаций, которые могут возникнуть у ребёнка. В игре нет хороших и плохих образов, все используемые образы имеют доминирующий позитивный ассоциативный диапазон. При этом каждый образ остаётся чисто художественным, какие – либо даже чисто символические формы назидательности отсутствуют. Для ребёнка это область чистого искусства, просто искусства, изначально расцвётшего в диапазоне возникающих светлых ассоциаций.
Исторические предпосылки: арт – терапия
У арт - терапии, как и у игротерапии, тоже были два глобальных направления, которые разделялись, комбинировались, чередовались, но никогда не сливались. Человек, на которого воздействовала арт - терапия, всегда был либо в пассивной роли – роли восприёмника искусства, либо в активной – занимался искусством сам, либо эти роли комбинировались. Иногда эти роли комбинировались даже одновременно – но тогда источники воздействия были разными, то есть человек воспринимал пассивно одно искусство и одновременно под влиянием воспринимаемого искусства создавал какое - то другое, своё. Могли даже источники совпасть, но тогда одна из ролей чётко доминировала. Например, и по отношению к собственному искусству человек может быть созерцателем, но его роль как творца в этом случае явно преобладает. То есть человек не мог быть одновременно по отношению к тому или иному виду арт - терапии в равной мере и восприёмником, и творцом, какая-то роль неизбежно оказывалась доминирующей. Вот именно эту неуловимую одновременную ситуацию равных ролей и удалось воплотить Мозартике. С одной стороны, играющий со всей очевидностью является восприёмником всего того богатого образного мира того или иного направления искусства, заложенного в основу образного ряда конкретной игры. С другой стороны, с помощью образных средств, предоставляемых игрой, причём средств, дающих огромные возможности выбора, вызывающих широкий спектр ассоциаций, играющий создаёт своё собственное неповторимое произведение. Провести границу между этими видами воздействия арт - терапии и выделить доминирующий в данном случае просто невозможно, хотя вполне допустимо предположение, что для разных людей могут возникать различные доминирующие акценты у той или иной, активной или пассивной роли. Но в любом случае восприятие искусства и собственное творчество соединены в Мозартике так неразрывно и равноправно, как, наверно, ни в каком другом виде арт-терапии.
Исторические предпосылки: психоанализ
То, что создаваемые в ходе игры картины - композиции можно анализировать, так или иначе приводит к психоанализу, независимо от того, насколько действуют для анализа этих картин стандартная проективная психология или какие-то специфические правила анализа. Но в более мощной роли психоанализ присутствует на стадии создания самой игры – ещё при разработке образного ряда игры. Использовать психоанализ для анализа произведений искусства, а точнее, даже для оценки их, начали уже очень давно. Речь не идёт об оценке коммерческой, хотя в настоящее время те или иные психоаналитические аспекты обязательно участвуют в создании цены художественного произведения. Речь идёт об оценке произведения искусства восприятием зрителя. И здесь психоанализ задействован, что называется, и тут, и там. Сам процесс создания произведения искусства – это в том числе и психоаналитический акт, поскольку искусство – это способ самовыражения. И процесс восприятия этого произведения другим человеком – тоже психоаналитический акт, некая попытка, успешная или безуспешная, найти отзвук чего-то своего, ещё не выраженного, в этом чужом, уже выраженном. И если этот отзвук нашёлся, значит, что-то своё из глубины проявилось и как-то опосредованно обозначилось. Эти психоаналитические аспекты и процесса создания, и процесса восприятия искусства существовали столь давно, сколь существует искусство, но вышли наружу, в обсуждаемую и исследуемую на стыке психологии и культуры сферу, наверно, только ближе к концу ХIХ века. Что интересно, когда эти аспекты начали, открыто обсуждаться и исследоваться самыми разными специалистами, художники стали сами в своём же творчестве ставить психоаналитические эксперименты. Может быть, без психоанализа мы бы каких-то направлений в искусстве и не увидели бы. Но в конце ХХ века, человек - творец остался в искусстве с самим собой – по примитивному принципу «у кого чего болит, тот о том и говорит». Булат Окуджава сказал об этом точно и образно – «каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит, как он дышит, так и пишет…». Разнообразие искусства ХХ века объясняется, в том числе и необратимо прорвавшимся разнообразием свободы этого дыхания, разнообразием индивидуальных особенностей внутреннего мира авторов, произведений искусства. И это разнообразие мирового искусства стало потенциальной основой создания самых разных игр Мозартики. У каждой из игр свой образный ряд, свои образные средства, берущие начало в творчестве того или иного конкретного художника или художественного направления. Что даёт такое разнообразие игр играющему? Да то же самое, что разнообразие искусства даёт творцам и созерцателям их произведений – найти больше возможностей, выразить себя, прочувствовать своё… Результаты этого поиска, самовыражения, прочувствования – это вопрос отдельный. Более того, достижение тех или иных результатов с помощью искусства, с помощью поиска самовыражения, прочувствования переходит в область целей и задач самых разных методик из различных смежных областей. Достижение тех или иных результатов с помощью Мозартики – это тоже уже из области методик.
Часть 2. Возможности и перспективы
Результаты практической деятельности специалистов показали, что у Мозартики очень большой потенциал. Она может быть применена в индивидуальной и групповой психотерапии; в реабилитации инвалидов, как детей, так и взрослых; в семейной терапии; в области развития у ребенка когнитивных процессов; а так же развития эстетического вкуса. Вашему вниманию предлагаются следующие методики:
Методика «Мозарт - терапия»
Методика применения игровой технологии Мозартика
Методика относится к группе проективных психодиагностических, психокоррекционных и психотерапевтических методик.
Данная методика позволяет определить эмоциональное состояние, в том числе состояние посттравматического стресса, выявить внутренний конфликт, личностную проблему, получить представление о межличностных взаимоотношениях испытуемого, о его внутрисемейных отношениях.
Полученные психодиагностические данные применяются для психоанализа, осмысления испытуемым своих эмоций и переживаний, для переформулирования негативных мыслей на позитивные, для структурирования и конструирования новой ситуации, другого межличностного, группового взаимодействия.
Материал:
Игровые наборы:
«Витраж», «Усадьба», «Город», «Подмосковный городок», «Космос»… В состав каждой игры входит красочные игровое поле и фигурки, соответствующие тематике игры. В них заложены символы и архетипы, которые выводят на свободные ассоциации, и элементы мирового изобразительного искусства ведущих отечественных и зарубежных художников,
Бланк протокола
Ручка
Фотоаппарат
Цель методики:
Психодиагностика
Психолого – педагогическая коррекция
Психотерапия
Методика может применяться индивидуальным и групповым способами, без возрастного ограничения.
Перед озвучиванием инструкции исследователю необходимо установить атмосферу доброжелательности и доверия.
Поэтапное описание применения методики. Этап подготовительный включает:
ознакомление испытуемого с игровым набором - игровым материалом,
включение испытуемого в игровой процесс.
Этап игровой заключается:
в создании испытуемым сюжета из фигурок на игровом поле,
наблюдение психолога за испытуемым в процессе работы.
Этап обсуждения предполагает:
рассказ испытуемого о созданном им игровом сюжете после завершения игры,
заполнение психологом рабочего протокола.
Этап психокоррекции и психотерапии включает:
осмысление испытуемым проявившейся проблемы в игровом сюжете,
моделирование позитивных образов, проектирование новой жизненной ситуации в будущем с помощью психолога.
Инструкция:
«Вам предлагается красивая и интересная игра. Она состоит из игрового поля и игровых фигурок, из которых можно собрать картинку, композицию. Соберите».
Обработка и интерпретация результатов:
Методика требует от исследователя профессиональной психодиагностической, психокоррекционной и психотерапевтической подготовки, так как методика Мозарт - терапия включает в себя методы психоанализа, игротерапии, арт – терапии.
Методика может применяться краткосрочно в виде цикла из 10 сессий или долгосрочно в виде цикла из 10 – 30 сессий. Мозарт – терапия может сочетаться с другими методиками.
Методика «Мозарт - развитие»
Методика применения игровой технологии Мозартика
Методика «Мозарт - развитие» относится к группе развивающих методик.
Даная методика развивает когнитивные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Кроме этого внимание, речь, креативность мышления, взаимодействие межполушарных структур, самостоятельность, произвольное поведение, формы общения, способы сотрудничества, самоконтроль и эстетический вкус.
Развивающая методика «Мозарт - развитие» предлагается:
детям,
дошкольникам,
младшим школьникам,
подросткам,
детям с особенностями развития – ЗПР (задержка психического развития), ММД (минимально – мозговая дисфункция), СДВ (синдром дефицита внимания) и другие;
детям - инвалидам, с диагнозами: ДЦП (детский церебральный паралич), РДА (ранний детский аутизм), Синдром Дауна и другие…
Цель методики:
Развивать ребенка увлекательно и интересно с помощью игры с заложенными в нее методами игротерапии, арт - терапии, психоанализа.
Методика может применяться индивидуальным или групповым способами.
Перед озвучиванием инструкции исследователю необходимо установить атмосферу доброжелательности и доверия.
Материал:
Игровые наборы:
«Павлин», «Чудо – дерево» для детей от 2 лет,
«Витраж» «Усадьба», «Подмосковный городок», «Космос» для детей от 3- 4 лет и старше.
В каждом наборе для развивающего занятия есть игровое поле и фигурки с элементами мирового изобразительного искусства.
Бланк протокола
Ручка
Фотоаппарат
Инструкция:
«Предлагается ознакомиться с интересной игрой и выполнить следующее задание…».
На каждом развивающем занятии ведется рабочий протокол. Задания на развивающих занятиях для выполнения ребенком могут быть даны как самостоятельные, отдельные, не связанные друг с другом, так могут выполняться и последовательно, задание за заданием из занятия в занятие.
Игры «Павлин» и «Чудо – дерево» ориентированны на детей младший дошкольного возраста для знакомства с картиной мира, миравосприятия.
Игра «Витраж» способствует усвоить ребенку основные и смешанные цвета, геометрические формы, анализ, синтез. В играх «Космос», «Усадьба», «Подмосковный городок» и других, можно создавать логичный стройный пейзаж или сюжет.
Мозарт - развитие помогает ребенку узнать и освоить цвет, форму, счет, анализ, синтез, моделирование. Задания так же направлены на произношение трудных звуков, на развитие речи, развития воображения, умение фантазировать, сочинять, и т. д.
@темы: практики